Перечень образовательных услуг будет постоянно пополняться.

 

Образовательная акция "Неделя развития жизнестойкости"

 Программа развития жизнестойкости: автор программы к.пс.н. Г.Н. Малюченко.

             Актуальность. Программа развития жизнестойкости построена на комплексной образовательно-профилактической и коррекционно-развивающей работе  со  школьниками в целях устранения таких типичных для младшего и старшего подросткового возраста проблем, как неготовность к рациональному реагированию на психотравмирующие ситуации, незнание о способах развития эмоционального самоконтроля и саморегуляции поведения в рискогенных ситуациях, а также отсутствие умений конструктивного совладания с трудными жизненными ситуациями.

  Основные формы работы в рамках реализации программы развития жизнестойкости:
  •  Образовательно-профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах);
  • Проведение внутришкольных и межшкольных мероприятий (творческие конкурсы, презентации) направленных на развитие жизнестойкости учащихся 5-11 классов;
  • Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Проведение практических семинаров в целях повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

              Программа рассчитана на три года реализации: с 2014 по 2017 гг. и акцентирована на групповой профилактической работе с подростками - учениками 5-11 классов. Она включает в себя как диагностический, так и технологический (коррекционная тренинговая работа) компоненты. Ежегодно итогом реализации программы является проведение районной акции «Недели развития жизнестойкости».

Каждый день «Недели развития жизнестойкости» имеет свое название и задачу, определяющие план возможных мероприятий. В целях сохранения системности образовательные учреждения, принимающие участие в проведении НРЖ, не могут самостоятельно принять решение об отмене тех или иных пунктов в содержании акции, либо о переносе дат проведения мероприятий в своей организации. Однако проводимые мероприятия могут выходить за рамки одной недели. План межшкольных мероприятий проводимых в рамках акции составляется в соответствии со следующей универсальной моделью:

Понедельник – введение обучающихся 5-11 классов в тематику «Жизнестойкости», раскрытие основных смыслов понятия в соответствии с их возрастными возможностями;

Вторник – проведение со школьниками тренинговых занятий и семинаров по теме «Пути обретения жизнестойкости»;

Среда – внутришкольный конкурс среди школьников на лучшее раскрытие личностных смыслов жизнестойкости;

Четверг – межрайонный конкурс лучших экранных и сценических презентаций по тематике жизнестойкости получивших наибольший рейтинг на внутришкольном уровне;

Пятница – образовательно-профилактическая работа с родительским сообществом по теме «семейные корни жизнестойкости»;

После проведения всех мероприятий осуществляется обязательном порядке сбор и анализ результатов полученных в каждой школе.

В январе-мае 2014 года при поддержке управления образования администрации Балашовского муниципального района во всех общеобразовательных учреждениях был реализован 1 этап данной программы. Общешкольная акция «Неделя развития жизнестойкости» прошла в период с 6 по 11 апреля. Ниже представлены краткое описание и фотоиллюстрации к каждому дню реализации этой акции.

В рамках данной программы также были разработаны и успешно апробированы групповые  занятия для тренинговой работы со учениками старших классов .

Данные групповые занятия позволяют ученикам старших классов осознать и расширить индивидуальные  ресурсы жизнестойкости.  В план групповых тренинговых занятий включены задания на исследование пяти наиболее значимых личностных ресурсов и освоение способов их использования в целях формирования и развития жизнестойкости:

 Ресурс № 1: Умение получать и сохранять жизненную энергию. Стратегии управления жизненной энергией и работоспособностью. Специфика стресс-менеджмента при монотонной и при творческой работе. Умение проводить измерение и соотношение индивидуальной и групповой динамики активности. Осознайте, что может выполнять роль вашего личного «энергетического барометра». Развитие навыков отслеживания/измерения и сохранения 4 относительно независимых видов энергии: физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовно-волевой.

  • Телесно-ориентированные и дыхательные техники сохранения жизненной энергии. Исследуются и осваиваются самые простейшие техники, которые могут использоваться для поддержания работоспособности, восстановления жизненного тонуса. Участники тренинга обмениваются личным опытом на эту тему. Ведущий может начинать с демонстрации собственного опыта. Тот, кто демонстрирует свой пример затем просит продолжить другого;
  •  Техника вспомнить себя на пределе возможностей. Участники тренинга вспоминают и анализируют все те случаи, когда у них «все получалось», когда им удавалось собраться  и проявить себя лучшим образом в какой либо деятельности, ситуации. Они осознают, что могут по своему желанию воспроизводить такие состояния и что им может помешать это сделать ( внутренние факторы или внешние преграды).

Ресурс № 2: Адекватность самовосприятия и реалистичность восприятия мира. Умение поддерживать реалистичность самовосприятия и мировосприятия через вовлечённость в разрешение проблемных ситуаций. Сбалансированное самовосприятие. Умение получать полную обратную связь от микросоциума. Развитие рефлексии через гибкие мыслительные стратегии. Прогнозирование проблемных зон, отработка поведения в экстраординарных вариантах развития ситуации.

  • Занятие «Ваш проект жизни на 10 ближайших лет». Каждому участнику предлагается как можно более чётко описать свой план жизни. Он может придумать свою оригинальную графическую форму для отображения жизненного проекта. При этом он должен постараться  как-то отразить наиболее вероятные варианты событий, например, свадьба, рождение ребёнка, переезд. При этом  необходимо также ответить себе на вопросы «Какие события наиболее вероятны?» и «Что более всего пугает?»;
  •  Занятие 10 возможностей и 10 ограничений. Участникам тренинга необходимо выявить аккуратно прописать и проранжировать (по принципу реалистичности) 10 реальных возможностей для реализации в различных жизненных сферах. Затем они должны  назвать 10 возможных объективных или субъективных, то есть  связанных с вашим «Я» ограничений. Эти ограничения можно воспринимать и обсуждать как некие риски для использования названных выше возможностей.

Ресурс № 3: Поддержание равновесия и личностной целостности. Умение сохранять позитивный настрой и спокойствие в стрессовых ситуациях. Конструктивный подход к пониманию и разрешению внутренних конфликтов. Способность чётко выстраивать внутриличностную иерархию целей и ценностей. Умение соотносить свои желания и возможности, личные желания и общественно-заданное чувство долга.

  • Занятие на стрессоустойчивость - «спокойные ответы на провокационные вопросы». Суть упражнения следующая - группа из 5-6 человек, задает участнику какие угодно вопросы, даже не совсем удобные или приличные. Его задача - всегда отвечать "конструктивно" и с юмором выкручиваться из неловкого положения. К примеру, на вопрос "Ты действительно в детстве любил есть песок?" нужно ответить что-то вроде "Да, действительно». Был маленьким и не понимал, что делал". Такая тренировка позволит человеку не бояться никаких неудобных вопросов. Самое главное - развивать уверенность, веру в себя. Тогда стрессы навсегда покинут Вашу жизнь;
  • Занятие «Диалог противоборствующих субличностей» – диалог проводится в режиме «довод/контрдовод». Основная задача продолжать диалог до тех пор пока не расставятся «все точки над i». В случае первоначального отсутствия явного преимущества при понимании сильных и слабых сторон каждой из субличностей, диалог поочередно ведется из каждой позиции во внутреннем конфликте.

Ресурс № 4: Умение находить и создавать жизненные смыслы. Умение видеть в каждой трудной ситуации урок и возможности испытания духа. Умение видеть смысл в каждом повседневном действии по преодолению трудностей. Умение соотносить индивидуальные смыслы и групповые  ценности  в  целях выживания людей и организаций. Умение переосмыслять прошлое и настоящее ради движения к будущему. Умение видеть свои дары и способности как основу личной миссии.

  • Коллективное осознание   личностных смыслов на основе проведения и  разбора результатов тестовой методики «Субъективная картина жизненного пути»;
  • Упражнение на тему «Жизнь как великий учитель». Участники учатся на собственных жизненных ошибках  в режиме «пост-фактум»: посредством ответа на вопрос «чему меня научил этот случай?». Они разбирают наиболее запомнившийся случай из жизни, связанный с конфликтами или переживаниями. Затем они могут выбрать текущую трудную жизненную ситуацию и ответить на вопрос «Чему она может меня научить?».

Ресурс № 5: Умение креативно относится к жизненным проблемам. Умение видеть возможности в кризисных ситуациях. Умение чётко ставить задачи по  творческому разрешению ситуаций. Умение преодолевать влияние стереотипов в критических ситуациях. Моделирование стратегий творчества и их использование в коллективном и индивидуальном принятии решений. Креативность как фактор жизнестойкости. Многие трудные жизненные проблемы разрешаются либо посредством последовательных усилий, либо интуитивных творческих решений

  • Участникам тренинга предлагается групповая дискуссия. Им следует найти ответ на вопрос «Какие именно проблемы требуют прежде всего волевых усилий, а какие проблемы требуют в первую очередь умения посмотреть на мир под другим углом, проявить творчество». Им нужно выделить ряд конкретных проблем и найти возможные творческие решения таких проблем. Обсуждается тема «Что мешает нам находиться в постоянном креативном поиске лучших решений для текущих жизненных задач? Как настраиваться на жизнетворчество, «ловить удачные жизненные моменты» и не упускать впустую минуты вдохновения?» ;
  • Творческое моделирование ситуаций посредством психодрамы. Участники тренинга осваивают творческое моделирование своих жизненных этапов и испытаний, что позволяет им взглянуть на жизнь / на судьбу с позиции активного творца.
 Наиболее значимые результаты реализации программы:

 

  •  Оказание психолого-педагогической поддержки и коррекционно-профилактической помощи детям и подросткам, в первую очередь тем, кто оказался в трудной жизненной / психотравмирующей ситуации;
  • Формирование и развитие у всех школьников участвующих в акции позитивного восприятия собственной личности и возможностей получения поддержки от окружающих людей;
  • Формирование у школьников навыков конструктивного реагирования на сложные жизненные ситуации посредством обучения взаимодействию в команде, поведению в конфликтных ситуациях, созданию благоприятного психологического климата );
  • Включение подростков в самостоятельное овладение составляющими жизнестойкости через творчески ориентированную, личностно-значимую для них деятельность.
 
 

 

© ЛИЕН 2003-2017